Первая премьера 2019 года

16 и 17 марта Свердловский академический театр драмы представляет первую премьеру сезона: этой весной репертуар большой сцены пополнился сценической версией одного из культовых произведений отечественной литературы – романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок».

Продолжение приключений «великого комбинатора» было впервые опубликовано в 1931 г. – несмотря на то, что журнальная версия подверглась серьезному вмешательству цензоров, произведение сразу же стало невероятно популярным у широкого круга читателей, а потом и зрителей: только в историю отечественного кинематографа вошли три экранизации этого текста, а театральные вариации самых разных жанров к сегодняшнему дню исчисляются десятками. Однако новый спектакль Свердловской Драмы усилиями его создателей обещает всем поклонникам «сына лейтенанта Шмидта» отнюдь не пересказ знакомого каждому сюжета. Режиссер-постановщик лауреат Государственной премии России Анатолий Праудин, неуклонно следуя своему художественному мировосприятию, намерен не просто «оживить» на сцене легендарного авантюриста и разношерстную команду его «подельников», – ему представляется важным, не лишая публику удовольствия окунуться в атмосферу элегантного юмора и острой сатиры, раскрыть перед зрителем смысловую глубину романа, главным героем которого, по мнению авторов, были «деньги, не имеющие моральной ценности».

Алексей Щипанов, автор инсценировки: «Роман замечателен авторским текстом, недаром его не просто однажды читают – его перечитывают, растаскивают на цитаты и даже афоризмы, и “покушаться” на сокращение текста вначале казалось кощунством. Но сценическое время ограничено, позволить спектаклю полностью следовать за логикой первоисточника просто невозможно, поэтому мы с режиссером определили несколько принципиальных смысловых “зон”, опираясь на которые, “сплели” свое видение событий. В спектакле много авторского текста, но есть и новые фрагменты, и новые герои, важные для режиссерской концепции».

Кроме оригинальной инсценировки, постановку отличает особый прием сценографического решения: на сей раз сцена лишена кулис, действие разворачивается на открытой свободной площадке, благодаря чему зрителю видны не только сцены с участием артистов, но и работа технических цехов, принимающих участие в строительстве главного элемента декораций – выполненной в виде опоры ЛЭП башни, в чем-то схожей со знаменитым вавилонским сооружением.

Несмотря на то, что постановочная группа создавала спектакль в атмосфере особой таинственности – на репетиции допускались за редким исключением только участники проекта – эта работа уже стала ожидаемым событием для екатеринбургских театралов: билеты на премьеру были раскуплены за месяц до заявленной даты.