И трагично, и смешно, и можно похулиганить

26 и 27 октября в Театре драмы – премьера трагикомедии «Железнова Васса Мать» по пьесе Максима Горького.

«Железнова Васса Мать» – это первая, написанная в 1910 г., редакция пьесы одного из самых известных российских драматургов первой половины ХХ века Максима Горького: в отличие от второй версии, созданной в 1935 г. по заказу дирекции МХАТа под названием «Васса Железнова», ее «выносили» на театральную сцену считанное количество раз – в историю российского театра вошли постановки 1910 г. (реж. Александр Таиров), 1911 г. (театр Незлобина, режиссер неизвестен), 1978 г. (реж. Анатолий Васильев), 2006 г. (реж. Сергей Яшин) и 2018 г. (реж. Сергей Виноградов), причем в двух последних случаях спектакли объединяли обе редакции текста. Однако для режиссера Уланбека Баялиева именно первая версия оказалась предпочтительной: «Я перечел оба варианта, и в итоге мы остановились на созданном в 1910 году. Вторая редакция более прямолинейная, и я бы даже взял на себя грех сказать, что она не так интересна драматургически. Первая же – очень цельная, полифоничная, рассказывающая не только про главную героиню, но и про все семейство Железновых накануне его краха».

Уланбека Баялиева смело можно отнести к числу самых ярких молодых российских постановщиков: экспертное сообщество и, что немаловажно, театральный зритель высоко оценили, в частности, его сотрудничество с прославленным театром им. Евг. Вахтангова – драма Александра Островского «Гроза» стала одним из знаковых событий сезона 2015/2016 гг. Своим успехом спектакль обязан умению режиссера «приблизить» классический текст к сегодняшнему дню не через внешнюю эффектность, а через глубокое проникновение во внутренний мир как автора, так и его героев – и с этих же позиций Баялиев подходит к пьесе Горького.

Алексей Бадаев, генеральный директор театра: «Не для кого не секрет, что публика  с внутренним сопротивлением относится к спектаклям по произведениям русских классиков – все мы так или иначе “травмированы” школьным курсом литературы, из которого в массе своей помним лишь, что Пушкин – “солнце русской поэзии”, Катерина – “луч света в темном царстве”, Горький – “буревестник революции”, и Господь с ними всеми… Поэтому для создателей и участников новой работы Свердловской Драмы так важно “оживить” героев этой истории, показать их думающими, чувствующими, страстными, иными словами, реальными людьми, с понятными и близкими нам сегодняшним страхами, мечтами и желаниями».

Эти слова подтверждает и режиссер: «Во время читки мы нашли в тексте много юмора – внутри пьесы, внутри ситуаций, – много любви, что нас приятно удивило, а также возможность слегка похулиганить, пока не скажу, в чем. Получается как-то и трагично, и смешно, и мы – художник Евгения Шутина, композитор Фаустас Латенас, художник по свету Тарас Михалевский и, конечно, артисты – надеемся, что сумеем в таком состоянии дойти до финала, пробуждая в самих себе и в зрительном зале желание и думать, и чувствовать. Ведь именно для этого и нужен театр».

В спектакле заняты Борис Горнштейн, Игорь Кожевин, Константин Шавкунов, Алексей Агапов, Татьяна Малинникова и др. В роли Вассы Железновой – Ирина Ермолова.

Билеты на сайте театра и в театральных кассах города.

×